ГОСТ 17479.1-2015 Масла моторные. Классификация и обозначение

Библиография

[1]

АСТМ Д 445-2020

Стандартный метод определения кинематической вязкости прозрачных и непрозрачных жидкостей (и расчет динамической вязкости)

(ASTM D 445-2020)

[Standard test method for kinematic viscosity of transparent and opaque liquids (and the calculation of dynamic viscosity)]

[2]

АСТМ Д 4683-2020

Стандартный метод измерения вязкости при высокой температуре и высокой скорости сдвига на имитационной модели роликового (конусного) подшипника

(ASTM D 4683-2020)

(Standard test method for measuring viscosity at high temperature and high-shear rate by tapered bearing simulator)

[3]

АСТМ Д 4741-2020

Стандартный метод измерения вязкости при высокой температуре и высокой скорости сдвига вискозиметром с конической пробкой

(ASTM D 4741-2020)

(Standard test method for measuring viscosity at high temperature and high-shear rate by tapered-plug viscometer)

[4]

АСТМ Д 5481-2020

Стандартный метод измерения кажущейся вязкости при высокой температуре и высокой скорости сдвига многокамерным капиллярным вискозиметром

(ASTM D 5481-2020)

(Standard test method for measuring apparent viscosity at high-temperature and high-shear rate by multicell capillary viscometer)

УДК 621.892:006.354

МКС 75.100

NEQ

Ключевые слова: моторные масла, классификация, обозначение

Электронный текст документаи сверен по:официальное изданиеМ.: Стандартинформ, 2020

Дата введения 01.01.87

1. Настоящий стандарт
устанавливает классификацию и обозначение моторных масел, применяемых в
автомобилях, тракторах, тепловозах, сельскохозяйственной, дорожной, судовой и
другой технике.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.
Обозначение моторных масел состоит из групп знаков, первая из которых
обозначается буквой М (моторное) и не зависит от состава и свойств масла;
вторая — цифрами, характеризующими класс кинематической вязкости; третья —
прописными буквами и обозначает принадлежность к группе масел по
эксплуатационным свойствам.

3. В зависимости от кинематической вязкости моторные
масла делят на классы (табл. 1). Для всесезонных классов (обозначение дробью)
указывают принадлежность к одному из зимних (числитель дроби) и одному из
летних (знаменатель дроби) классов.

При
классификации моторных масел в соответствии с международными требованиями
следует использовать таблицу приложения 4.

Масла моторные

Классификация и
обозначение

Межгосударственный стандарт

Масла моторные

Классификация и
обозначение

Motor oils.
classification and
designation

ГОСТ
17479.1-85

Таблица 1

Класс вязкости

Кинематическая
вязкость, мм2/с (сСт), при температуре

100 °С

— 18 °С, не более*

33

Не менее 3,8

1250

43

 »      
»      4,1

2600

53

 »      
»      5,6

6000

63

 »      
»      5,6

10400

6

Св. 5,6 до 7,0
включ.

8

 »    
7,0   »    9,3    
»

10

 »    
9,3   »    11,5  
 »

12

 »   
11,5 »    12,5 »

14

 »   
12,5 »    14,5 »

16

 »   
14,5 »    16,3 »

20

 »   
16,3 »    21,9 »

24

 »   
21,9 »    26,1 »

33/8

 »    
7,0   »    9,3 »

1250

43/6

 »    
5,6   »    7,0 »

2600

43/8

 »    
7,0   »    9,3 »

2600

43/10

 »    
9,3   »    11,5 »

2600

53/10

 »    
9,3   »    11,5 »

6000

53/12

 »   
11,5 »    12,5 »

6000

53/14

 »   
12,5 »    14,5 »

6000

63/10

 »    
9,3   »    11,5 »

10400

63/14

 »   
12,5 »    14,5 »

10400

63/16

 »   
14,5 »    16,3 »

10400

Предлагаем ознакомиться  10 советов, как заряжать автомобильный аккумулятор

* Определяется по номограмме до введения в действие
стандарта на определение динамической вязкости при температурах ниже 0 °С.

(Измененная
редакция, Изм. № 3).

4. В
зависимости от области применения моторные масла делят на группы А, Б, В, Г, Д,
Е (табл. 2).

Таблица 2

Группа масла по
эксплуатационным свойствам

Рекомендуемая
область применения

А

Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели

Б

Б1

Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях,
способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии
подшипников

Б2

Малофорсированные дизели

В

В1

Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих
окислению масла и образованию всех видов отложений

в 2

Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к
антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию
высокотемпературных отложений

Г

г 1

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых
эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех
видов отложений, коррозии и ржавлению

г 2

Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие
в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных
отложений

Д

Д1

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в
эксплуатационных условиях, более тяжелых чем для масел группы Г1

Д2

Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых
эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования
масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и
противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов
отложений

Е

Е1

Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в
эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д1 и
Д2. Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими
противоизносными свойствами

Е2

Индекс 1 присваивают маслам
для бензиновых двигателей, индекс 2 — для дизелей. Универсальные моторные
масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых
двигателях одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковой буквой, табл.
2), индекса в обозначении не имеют. Универсальные моторные масла, принадлежащие
к разным группам, должны иметь двойное обозначение, в котором первое
характеризует качество масла при применении в дизелях, второе — в бензиновых
двигателях.

Примеры
обозначения моторных масел:

М-8-В1,

где
М — моторное масло, 8 — класс вязкости ( табл. 1),

В1
— масло для среднефорсированных бензиновых двигателей;

М-63/10-В,

где
М — моторное масло, 63/10 — класс вязкости ( табл. 1),

В —
универсальное масло для среднефорсированных дизельных и бензиновых двигателей;

М-43/8-В2Г1,

где
М — моторное масло, 43/8 — класс вязкости ( табл. 1),

В2Г1
— масло для использования как в среднефорсированных дизелях (В2),
так и в высокофорсированных бензиновых двигателях (Г1);

М-14-Д(цл20),

где
М — моторное масло, 14 — класс вязкости ( табл.
1),

Д —
масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, цл 20 — масло может быть
использовано в циркуляционных и лубрикаторных системах смазки и имеет
щелочность около 20 мг КОН/г;

М-43/8-Д(т),

где
М — моторное масло, 43/8 — класс вязкости ( табл. 1),

Предлагаем ознакомиться  Как закрыть ситроен с4 без аккумулятора

Д —
масло для высокофорсированных дизелей с наддувом,

т —
трансмиссионное масло.

(Измененная
редакция, Изм. № 2, 3).

4.1. Группу моторных масел устанавливают при
разработке новых масел, постановке их на производство и сертификации товарных
масел по результатам моторных испытаний, предусмотренных табл. 3.

Таблица 3

Определяемое
свойство

Группа масла

Метод испытания

В

в 1

в 2

Г

г 1

г 2

д 2

1. Образование отложений:

при высоких температурах

По ГОСТ
20991

при низких температурах

По ГОСТ
20994

2. Антиокислительные свойства

По
ГОСТ
20457 или методу ИКМ-40Р (загущенные масла) или по методике Питтер W-1

3. Коррозионная активность

Метод
ИКМ-40К или по методике Питтер W-1

или
по методу Д-245К

4. Моющие свойства

По
ГОСТ
20303

метод
Д-240

метод
Д-245

Примечания:

1. Проведение
испытаний по данному показателю обозначено знаком « ».

2. Моторные свойства
для масел групп Д, Д1, Е, Е1 Е2 не нормируются
до завершения работ по установлению их эксплуатационных характеристик (после
чего вышеуказанные группы масел будут включены в таблицу).

(Измененная редакция,
Изм. № 3).

5.
Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в
нормативно-технической документации и зарубежным классификациям приведено в
приложениях 1- 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1Справочное

Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту
принятым в нормативно-технической документации

Обозначение масла
по настоящему стандарту

Принятое
обозначение масла

Нормативно-техническая
документация

М-8-В

М-8В

ГОСТ
10541

М-43/6-В1

М-43/6В1

ГОСТ
10541

М-63/10-В

М-6/10В

ГОСТ
10541

М-53/10-Г,

М-53/10Г1

ГОСТ
10541

М-63/12-Г,

М-63/12Г1

ГОСТ
10541

М-20-А

МС-20П

ТУ
38.101265

М-16-Б2(т)

МТ-16П

ГОСТ 6360

М-8-А(т)

Мт-8П

ТУ
38.101277

М-63/10-Б2

МТЗ-10П(М-63/10Б2)

ГОСТ
25770

М-14-Б2

М-14Б

ТУ
38.101264

М-10-В2

М-10В2

ГОСТ
8581

М-8-В2

М-8В2С

ТУ
38.401595

М-10-В2(с)

М-10В2С

ГОСТ
12337

М-14-В2

М-14В2

ГОСТ
12337

М-14-В2(з)

М-14В23

ГОСТ
23497

М-16-В2

М-16ИХП-3(М-16В2)

ГОСТ
25770

М-20-В2

М-20В2

ГОСТ
23497

М-20-В2(ф)

М-20В2Ф

ГОСТ
12337

М-10-Г2(цс)

М-10Г2ЦС

ГОСТ 12337

М-8-Г2

М-8Г2

ГОСТ
8581

М-10-Г2

М-10Г2

ГОСТ
8581

М-8-Г2(к)

М-8Г2к

ГОСТ
8581

М-10-Г2(к)

М-10Г2к

ГОСТ
8581

М-10-Г2(у)

М-10Г2У

ТУ
38.401-58-21

М-8-Г2(ки)

М-8Г2КИ

ТУ
38.1011278

М-10-Г2(ки)

М-10Г2КИ

ТУ
38.1011278

М-14-Г2(цс)

М-14Г2ЦС

ГОСТ
12337

М-14-Г2

М-14Г2

ГОСТ
12337

М-16-Г2(цс)

М-16Г2ЦС

ГОСТ
12337

М-20-Г2

М-20Г,

ГОСТ
12337

М-10-Д2(м)

м-10дм

ГОСТ
8581

М-8-Д2(м)

М-8ДМ

ГОСТ
8581

М-14-Д2(м)

М-МДМ

ТУ
38.401682

М-10-Д2(цл20)

М-10ДЦЛ-20

ГОСТ
12337

М-14-Д2(цл20)

М-14ДЦЛ-20

ГОСТ
12337

М-14-Д2(цл30)

М-14ДЦЛ-30

ГОСТ
12337

М-16-Д2(р)

М-16ДР

ГОСТ
12337

М-4/8Г(рк)

М-43/8ГРК

ТУ
38.401699

М-8-Г2(У)

М-8Г2У

ТУ
38.401-58-21

М-6/14-Д2(м)

М-6/14ДМ

ТУ
38.401-938

М-14-Г2(к)

М-14Г2К

ТУ
38.401-58-98

ПРИЛОЖЕНИЕ 2Справочное

Ориентировочное
соответствие классов вязкости моторных масел настоящего стандарта классификации
SAE J 300 JUN 87

Класс вязкости

Класс по SAE J 300
JUN 87

Класс вязкости

Класс по SAE J 300
JUN 87

33

5W

24

60

43

10W

33/8

5W-20

53

15W

43/6

10W-20

63

20W

43/8

10W-20

6

20

43/10

10W-30

8

20

53/10

15W-30

10

30

53/12

15W-30

12

30

53/14

15W-40

14

40

63/10

20W-30

16

40

63/14

20W-40

20

50

63/16

20W-40

ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3Справочное

Ориентировочное соответствие групп моторных масел по эксплуатационным
свойствам

Группы масел по
настоящему стандарту

Классификация API

Группы масел по
настоящему стандарту

Классификация API

А

SB

г1

SE

Б

SC/CA

г2

СС

Б1

SC

Д

CD/SF

Б2

CA

д1

SF

В

SD/CB

д 2

CD

В1

SD

Е

CF-4/SG

в 2

CB

Е1

SG

г

SE/CC

Е2

CF-4

ПРИЛОЖЕНИЯ 3. (Измененная
редакция, Изм. № 3).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4Справочное

Классы SAE по вязкости для моторных масел

Классы SAE по
вязкости

Вязкость (см.
примечание 1), мПа·с, при температуре, °С, макс.

Температура
прокачиваемости (см. примечание 2), °С, макс.

Вязкость (см.
примечания 3 и 4), мм2/с, при 100 °С

0W

3250
при-30

-35

Не менее 3,8

5W

3500 » -25

-30

 »       »     
3,8

10W

3500 » -20

-25

 »       »     
4,1

15W

3500
» — 15

-20

 »      
»      5,6

20W

4500
» — 10

-15

 »      
»      5,6

25W

6000
» — 5

-10

 »      
»      9,3

20

Св. 5,6 до 9,3
включ.

30

 »    
9,3   »   12,5   
»

40

 »    
12,5 »   16,3    »

50

 »    
16,3 »   21,9    »

60

 »    
21,9 »   26,1    »

Примечания:

1.
Динамическую вязкость определяют по методу ASTM D 2602 «Метод определения
кажущейся вязкости моторных масел в диапазоне от минус 40 °С до 0 °С на
имитаторе холодного пуска (CCS).

2. Для определения
предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 0W, 20W, 25W
используют метод ASTM D 3829 или СЕС L-32-T-82.

Для определения
предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 5W, 10W и 15W используют
метод ASTM D 4684.

3. Кинематическую
вязкость определяют в капиллярном вискозиметре по методу ASTM D 445.

4. Некоторые
изготовители двигателей рекомендуют также пределы вязкости, измеренной при
температуре 150 °С и скорости сдвига 106 с-1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. (Введено
дополнительно, Изм. № 3).

Трансмиссионные масла должны обла­дать:

  • высокими противоизносными и противозадирными свойствами;
  • хорошими вязкостно-температурными характеристиками, обеспечивающими требуемое качество смазывания деталей при холодном пуске изделия и необходимый уровень вязкости в диапазоне максимально высоких рабочих температур;
  • малой коррозионной агрессивностью, в том числе по отношению к деталям из цветных металлов;
  • высокой термоокислительной стабильностью, обеспечивающей постоянство вязкости в течение всего межсменного интервала;
  • высокими защитными свойствами против ржавления;
  • незначительным воздействием на материал уплотнителей;
  • малой токсичностью.
Оцените статью
Помощники
Adblock detector