Состав трансмиссионных масел
Любые технические масла, будь то моторные или трансмиссионные, состоят из базовых масел и модификаторов (присадок), придающих составу требуемые физико-химические свойства. Единая классификация базовых масел была разработана Американским институтом нефти (API, American Petroleum Institute) и включает в себя 6 групп.
Группа |
Индекс вязкости |
Состав |
Способ получения |
||
Насыщенные углеводороды |
Сера |
||||
I |
80–120 |
<90% |
>0,03% |
Селективная очистка и депарафинизация |
|
II |
80–120 |
>90% |
<0,03% |
Гидроочистка |
|
III |
>120 |
>90% |
<0,03% |
Каталитический гидрокрекинг |
|
Органический синтез |
|||||
IV |
Полиальфаолефины |
||||
V |
Эстеры, полиалкиленгликоли |
||||
VI |
Полиалкилнафталин |
Базовые масла I–III групп являются продуктом очистки мазута и относятся к минеральным, в то время как масла, получаемые методом органического синтеза (группы IV–VI), принято называть синтетическими. Существуют и полусинтетические смазочные материалы, получаемые путем добавления синтетических компонентов к минеральной основе, что позволяет существенно улучшить эксплуатационные свойства последней.
Среди преимуществ синтетических трансмиссионных масел необходимо выделить:
- гидролитическую устойчивость — не вступают в реакцию с водными растворами и не образуют соединений, вызывающих окисление металлов,
- термостабильность — отличаются устойчивостью к воздействию экстремальных температур, практически не образуя коррозионно-активных кислот,
- постоянство вязкостных характеристик в широком диапазоне температур.
Минеральные масла стоят дешевле, однако их жизненный цикл ограничен из-за быстрого старения под действием термоокислительных процессов и механической деструкции. Кроме того, они непригодны для использования в механических коробках передач, оснащенных синхронизаторами из сплавов цветных металлов. Это объясняется высоким содержанием сернисто-фосфорных присадок. Они повышают устойчивость защитной пленки на трущихся поверхностях, но в то же время разъедают латунные детали.
Эксплуатационные категории трансмиссионных масел
Если SAE отталкивается от вязкости трансмиссионных масел, то классификация API учитывает совокупность их противоизносных и противозадирных свойств, совместимость с коробками передач различной конструкции, а также состав используемого пакета присадок.
Среди всего многообразия последних следует выделить:
- противоизносные — улучшают способность масел к образованию защитной пленки, предотвращающей механический износ подвижных деталей;
- противозадирные — препятствуют появлению на трущихся поверхностях повреждений в виде борозд, идущих по направлению скольжения;
- противопенные — исключают образование пены, наличие которой негативно сказывается на смазывающих свойствах и вязкости масел, нарушая их однородность;
- антиокислительные — предотвращают окисление масла, первыми вступая в реакцию с продуктами распада и образуя с ними безопасные, химически нейтральные соединения;
- антифрикционные — способствуют снижению силы трения между соприкасающимися поверхностями за счет образования прочной, слоистой пленки (по сути, скольжение обеспечивается благодаря смещению этих слоев друг относительно друга);
- противовибрационные — в отличие от описанных выше модификаторов, способствуют повышению коэффициента трения, за счет чего обеспечивается более плавное и мягкое сцепление.
В соответствии с перечисленными критериями, трансмиссионные масла принято разделять на следующие классы:
Минеральные масла с добавлением антиокислительных, противопенных и противоизносных присадок, не содержащие противозадирных компонентов. Подходят для смазки цилиндрических, спирально-конических и червячно-зубчатых передач, совместимы с механическими КПП без синхронизаторов. Предназначены для сельскохозяйственных и грузовых машин, работающих на низких скоростях.
Масла с противоизносными присадками, могут включать в себя антифрикционные компоненты. Подходят для червячных передач. Как правило, применяются для смазывания трансмиссии сельскохозяйственной техники российского и зарубежного производства.
Характеризуются лучшими противоизносными свойствами по сравнению с маслами GL-2, содержат вплоть до 2.7% противоизносных присадок. Не подходят для гипоидных передач, использующихся в большинстве современных авто, однако совместимы с конусными.
Отличаются высоким содержанием противозадирных присадок (до 4%). Предназначены для конусных и гипоидных передач с малым смещением осей, агрегатов ведущего моста, несинхронизированных КПП североамериканских (Kenworth, Caterpillar, Freightliner и других) грузовиков и тягачей. В настоящее время используются в качестве основных трансмиссионных масел для подавляющего большинства транспортных средств, включая легковые и малые коммерческие автомобили, выпускаемые на территории Евросоюза (Audi, BMW, Volkswagen, Renault, Peugeot, Fiat), в Японии (Nissan, Mazda, Mitsubishi, Toyota) и других странах. GL-4 также подойдет для среднетоннажных грузовиков и автобусов, оснащенных синхронизированными коробками передач с интардером (гидродинамический тормоз-замедлитель, разработанный компанией ZF Friedrichshafen AG). Трансмиссия данной категории используется в коммерческом транспорте практически повсеместно, в том числе — в отечественных грузовых авто: например, Камаз 65206 комплектуется синхронизированной 16-ступенчатой механикой ZF 16S 2221.
Концентрация противозадирных и противоизносных присадок достигает 6.5%. К данному классу относят масла, предназначенные для гипоидных передач со значительным смещением осей, подходящие для смазки ведущих мостов большинства современных автомобилей, в том числе — работающих в тяжелых условиях эксплуатации. Трансмиссионные масла API GL-5, совместимые с синхронизированными КПП, должны иметь соответствующую отметку на этикетке: они не содержат дитиофосфат цинка и другие присадки, разрушающие синхронизаторы, выполненные из медных сплавов (такие установлены, например, на Toyota Lite Ace Noah).
Класс GL-5 включает подкласс GL-5 LS, отвечающий спецификациям MIL-L-2105D (об этой классификации речь пойдет ниже) и пригодный для смазки дифференциала повышенного трения (самоблокирующийся дифференциал). Как следует из названия (LS расшифровывается как Limited Slip — «ограниченное скольжение»), трансмиссионные масла, относящиеся к данной категории, отличает наличие противовибрационных присадок.
Помимо перечисленных выше существуют и два дополнительных класса трансмиссионных масел, предложенных в 1998 году. Их появление стало плодом совместной работы специалистов API, SAE и ASTM International (American Society for Testing and Materials — Американское международное сообщество, специализирующееся на стандартизации различной продукции и материалов):
- PG-1 (также известный как M-1): масла предназначены для использования в несинхронизированных механических КПП тяжелых автомобилей. По составу эквивалентны маслам GL-5, однако отличаются большей термической стабильностью;
- PG-2: масла разработаны специально для ведущих мостов грузовиков и автобусов.
Наряду с API широкое применение нашла классификация трансмиссионных масел, используемая Вооруженными силами США.
Маркировка |
Характеристики |
MIL-L-2105А |
Практически идентичны классу API GL-4 |
MIL-L-2105В |
Трансмиссионные масла для гипоидных передач, требования сравнимы с API GL-5 |
MIL-L-2105С |
Всесезонные масла, характеристики которых соответствуют API GL-5 |
MIL-L-2105D |
По сравнению с MIL-L-2105С предъявляются более жесткие требования к противоизносным и противозадирным свойствам |
MIL-PRF-2105E |
Класс идентичен MIL-L-2105D, но также включает в себя спецификации API PG-1 |
Давайте потренируемся в расшифровке маркировок на примере трансмиссионного масла ЛУКОЙЛ SYNTH BSX.
В сопроводительной документации мы увидим уже знакомые аббревиатуры:API GL-5; MIL-PRF-2105E; SAE 75W-90
Приступим к расшифровке:
- Маркировка API GL-5 (MIL-PRF-2105E) свидетельствует о том, что трансмиссионное масло предназначено для гипоидных передач и ориентировано на грузовые автомобили, работающие в тяжелых условиях, в том числе — с увеличенными межсервисными интервалами. Оно отличается высокой термической стабильностью, а концентрация противозадирных и противоизносных присадок в нем достигает 6.5%
- Маркировка SAE 75W-90 указывает, что рассматриваемое трансмиссионное масло относится к категории всесезонных и подходит для эксплуатации при температуре окружающей среды от −40°С до 35°С. Его вязкость при нагреве до 100°С остается в пределах 13,5–18,5 мм2/с.
Таким образом, мы получили практически исчерпывающую информацию об интересующем нас масле, узнав его физические свойства, оптимальную температуру эксплуатации и конструкцию трансмиссии, с которой гарантирована совместимость.
Вы можете облегчить себе задачу, воспользовавшись нашим онлайн-подборщиком смазочных материалов. Все, что требуется — выбрать категорию, марку, модель и тип двигателя транспортного средства: система сама сформирует перечень продукции, оптимально подходящей для вашего автомобиля, включая моторное и трансмиссионное масла, а также другие технические жидкости, выпускаемые компанией ЛУКОЙЛ.