Признаки неисправности ЭБУ машины

Содержание
  1. Второй разряд
  2. Датчик концентрации кислорода
  3. Датчик положения коленвала (дпкв)
  4. Датчик скорости автомобиля (дса)
  5. Датчики эсау-д (ваз) датчик массового расхода воздуха (дмрв)
  6. Диагностика эсау-д (ваз) функция самодиагностики
  7. Диагностический код (дк) неисправности, таблицы кодов
  8. Использование диагностических кодов (дк) при поиске и устранении неисправностей эсау-д
  9. Компонентный состав, функции, расположение элементов эсау-д на примере двигателя ваз-2111 с контроллером mp7.0 bosch
  10. Модуль зажигания (мз) со свечами
  11. Общий подход к поиску и устранению неисправностей в эсау-д
  12. Первый разряд
  13. Понятие о скрытых неисправностях эсау-д
  14. Пятый разряд
  15. Расшифровка обозначения по разработки ваз
  16. Регулятор холостого хода (рхх)
  17. Способы и практические приемы считывания диагностических кодов (дк) считывание дк с помощью лампы «check engine»
  18. Топливные форсунки
  19. Третий разряд
  20. Четвертый разряд

Второй разряд

— буква (в примере — V) — обозначает тип автомобиля, состояние разработки или шифр темы:

V — все переднеприводные автомобили ВАЗ семейства 2108, 2110;

N — семейство полноприводных моделей автомобилей ВАЗ.

Датчик концентрации кислорода

Современные системы впрыска выполняют в двух вариантах — с обратной связью и без нее. Обратная связь предполагает наличие ДКК (лямбда-зонда) в приемной трубе и каталитического нейтрализатора отработавших газов. При соотношении воздуха и топлива в топливовоздушной (ТВ) смеси 14,7 : 1 (данное соотношение называется стехиометрическим) каталитический нейтрализатор наиболее эффективно снижает количество вредных веществ (СО, СН, NOX), выбрасываемых с отработавшими газами. Для оптимизации состава отработавших газов, с целью повышения топливной экономичности и достижения наибольшей эффективности работы нейтрализатора, применяется управление подачей топлива по замкнутому контуру с обратной связью с использованием сигнала на ДКК. Датчик концентрации кислорода, чувствительный элемент которого находится в потоке отработавших газов, генерирует сигнал в виде скачкообразного изменения напряжения от 0,1 до 0,9 В (значение 0,1 В — бедная ТВ смесь; 0,9 В — богатая ТВ смесь), с переходом через среднее значение 0,45 В, когда ТВ смесь стехиометрическая. Контроллер ЭСАУ-Д на основе полученных от ДКК данных изменяет состав топливовоздушной смеси, поддерживая его близким к стехиометрическому.

Датчик положения коленвала (дпкв)

На автомобилях ВАЗ-2110, 2112 с распределенным впрыском бензина ДПКВ управляется от специального
диска (ротора датчика) с 60-ю зубьями, которые размещены с шагом 6 градусов. Для синхронизации два зуба отсутствуют. Началом отсчета синхронизации для контроллера ЭСАУ-Д является первый зуб после двух пропущенных, коленвал при этом находится в положении 114 градусов до верхней мертвой точки (ВМТ) 1-го и 4-го цилиндров. Зубчатый диск расположен на шкиве коленчатого вала для привода генератора, а ДПКВ — на крышке масляного насоса. При зазоре между сердечником датчика и зубом диска 1 ±0,4 мм и частоте 30 ±5 об/мин, минимальная амплитуда переменного напряжения на выходе ДПКВ должна быть не менее 0,28 В.
Сопротивление исправного датчика составляет 500…700 Ом. Бывают случаи потери контакта в разъеме и обрыва подводящих проводов. Подводящие провода для защиты от помех экранированы, обрыв экрана также может привести к сбоям в тракте ДПКВ.

Датчик скорости автомобиля (дса)

ДСА состоит из статора с элементом Холла и ротора с магнитом. Во время движения автомобиля ДСА вырабатывает сигнал частотой 6 импульсов на 1 м движения. Контроллер ЭСАУ-Д определяет скорость по частоте следования импульсов ДСА. Характерная неисправность ДСА — механическое повреждение датчика, при этом не работает спидометр и загорается лампа «Check Engine». В память заносится один из кодов — P0500 или P0503. Надо отметить, что на работе двигателя этот отказ никак не отражается, чем иногда пользуются недобросовестные владельцы, отключая ДСА, чтобы скрыть реальный пробег автомобиля. На примере эксплуатации автомобиля ВАЗ-21102 средняя продолжительность наработки на отказ ДСА отечественного производства не превышает 1,5…2 года (или 20…30 тыс. км пробега).

Предлагаем ознакомиться  Замена масла в ГУР на Лада Приора своими руками

Датчики эсау-д (ваз)
датчик массового расхода воздуха (дмрв)

Применяемые в вазовских ЭСАУ-Д ДМРВ GM и ВOSCH отличаются формой корпусов и выходными сигналами. Датчик GM (HFM-5) формирует частотный сигнал для контроллеров GM и Январь-4, а датчик BOSCH (HFM-5SL)

— аналоговый сигнал для блоков управления BOSCH и Январь-5.

Диагностика эсау-д (ваз)
функция самодиагностики

ЭСАУ-Д (ВАЗ), как и система «Motronic», имеет встроенную функцию самодиагностики, посредством которой в ЭБУ реализуется сравнение сигналов, вырабатываемых датчиками, и сигналов, поступающих на исполнительные устройства, со штатными значениями этих сигналов, которые хранятся в постоянной памяти ЭБУ. Обнаруженные неисправности и соответствующие им режимные параметры вводятся в память контроллера. Эти данные могут быть проанализированы во время технического обслуживания с помощью диагностического оборудования, присоединяемого к стандартному разъему диагностики.

Диагностический код (дк) неисправности, таблицы кодов

АвтоВАЗ стремится поддерживать совместимость кодов неисправностей со стандартом ODB-II (SAE/MFG). Хотя далеко не все коды поддерживаются, постепенно их число растет.

Использование диагностических кодов (дк) при поиске и устранении неисправностей эсау-д

После запуска и прогрева двигателя любым из доступных способов считывают диагностические коды неисправностей, предварительно проверив работоспособность диагностической цепи. Как это сде лать, описано в инструкции по эксплуатации конкретного тестера. Если это сканер-тестер или IBM PC-программный тестер, то возможна проверка всей периферии ЭСАУ-Д (исполнительных механизмов и датчиков) и проведение различных динамических тестов. Полученные в результате ДК необходимо проанализировать, чтобы установить причинно-следственную связь происходящего в ЭСАУ-Д.

Компонентный состав, функции, расположение элементов эсау-д на примере двигателя ваз-2111 с контроллером mp7.0 bosch

ЭСАУ-Д, оснащенная контроллером MP7.0 и установленная на двигателе ВАЗ-2111, по принципу действия и устройству аналогична системе Motronic BOSCH и относится к ЭСАУ-Д с объединением функций по впрыску и зажиганию.

Модуль зажигания (мз) со свечами

В системе зажигания ЭСАУ-Д (ВАЗ) применяется МЗ, состоящий из 2-канального электронного коммутатора и пары двухвыводных катушек зажигания (см. «Ремонт&Сервис» № 6, 2003, рис. 11 на с. 62). Система зажигания обеспечивает гашение детонации по специальному алгоритму, используя ДД. Система зажигания не имеет подвижных деталей и поэтому не требует обслуживания. В случае неисправности любого элемента МЗ необходимо заменять весь узел в сборе. Признаки неисправности МЗ разнообразны: от перебоев в работе двигателя на отдельных режимах до его остановки. Контрольная лампа при этом не загорается. Для диагностики неисправности в системе зажигания необходимо проверить наличие питания МЗ (конт. «D» — питание 12 В, конт. «C» — общий), наличие и исправность связи контроллера с МЗ (конт. «В» МЗ — конт. 1 контроллера и конт. «А» МЗ — конт. 21 контроллера) и сопротивление высоковольтных проводов (примерно 15 000 Ом).

Предлагаем ознакомиться  Предохранители и реле ВАЗ 2109, 2108, 21099

Общий подход к поиску и устранению неисправностей в эсау-д

Условием нормальной работы всех компонентов ЭСАУ-Д является рабочее состояние всех механических, пневматических и гидравлических систем двигателя. Поэтому перед началом диагностики ЭСАУ-Д необходимо проверить:

• рабочее состояние цилиндро-поршневой группы (измеренная на прогретом двигателе компрессия во всех цилиндрах должна быть не менее 10 кг/см2);

• герметичность впускного и выпускного коллекторов;

• правильность установки фаз газораспределения;

• исправность топливной системы (нормальное давление в топливной системе должно составлять 2,5…3,5 бар);

• состояние средств электроснабжения (напряжение в бортовой сети на работающем двигателе должно составлять 13,2…14,7 В и при пуске не должно опускаться ниже 8 В).

ЭСАУ-Д обладает рядом рабочих параметров, соответствие нормативному значению которых определяет работоспособность системы в целом. Их проверка осуществляется с помощью осциллографа, цифрового мультиметра и стробоскопа. Заметим, что проверка некоторых из параметров возможна только на работающем двигателе. Поэтому на первом этапе диагностирования необходимо запустить двигатель и правильно оценить состояние всех компонентов ЭСАУ-Д.

Идеальной предпосылкой для правильной диагностики ЭСАУ-Д является появление диагностического кода неисправности. Хотя не всегда ДК точно указывает на первопричину неисправности. Чаще ДК указывает на следствие произошедшего. И только детальный анализ, проверка подвергнутых сомнению параметров ЭСАУ-Д помогают отыскать неисправность.

Большое количество электронных устройств в современном автомобиле требует от владельца особых знаний и приемов в эксплуатации и обслуживании. Приведенные ниже особенности эксплуатации автомобиля с ЭСАУ-Д необходимо знать, чтобы правильно обслуживать и ремонтировать свой автомобиль.

1. Обесточивать ЭБУ можно не раньше, чем через 30 с после выключения двигателя, иначе в нем будет стерта информация из оперативной памяти. Для того чтобы восстановить утерянную информацию, необходимо запустить двигатель и дать ему прогреться до рабочей температуры. После пуска двигателя некоторое время будет гореть контрольная лампа Check Engine», что не является неисправностью.

2. На всех инжекторных двигателях ВАЗ после неудачной попытки пуска (чаще это случается при температуре воздуха ниже -25°C), «залитые» свечи можно просушить, включив режим продувки. Для этого надо плавно нажать на педаль газа и на 5…10 с включить стартер. Для ЭБУ такие действия будут сигналом на отключение подачи топлива.

3. Все контроллеры выполнены таким образом, что при температуре окружающего воздуха до 25°С они сохраняют работоспособность при напряжении питания 18 В в течении двух часов. При напряжении 24 В они гарантированно сохраняют свою работоспособность в течение не менее пяти минут. Случаев выхода из строя контроллеров по причине повышенного напряжения в бортовой сети, даже в случае отказа регулятора напряжения, не зафиксировано.

4. Контроллеры автомобилей «десятой» серии совместимы с бортовым компьютером 2111-3857010 (16.3857). Блоки управления, которые устанавливаются на автомобиле «Самара-2», совместимы с бортовым компьютером 2114-3857010 (15.3857).

5. В целях блокирования пуска двигателя при установке охранной сигнализации на инжекторных двигателях автомобилей ВАЗ с контроллерами типа М1.5.4 или «Январь 5.1» (неприменимость к МР7.0 отмечена значком*) допустимо «разрывать» любой из следующих проводов:
• управления модуля зажигания;
• управления бензонасосом;
• управления форсунок;*
• провод, соединяющий 15-ю клемму контроллера (сигнал зажигания на систему управления двигателем)

с 18-клеммной колодкой;
• «плюсовый» или «массовый» провод реле бензонасоса;*
• замыкать между собой либо замыкать на «массу» провода индуктивного датчика.
Кроме того, можно замыкать между собой через резистор номиналом 680 Ом — 1 кОм провода (сигнальный и питания) датчика положения дроссельной заслонки.*

Предлагаем ознакомиться  Самый полный список кодов ошибок для машин ВАЗ

При разрыве проводников, питающих модуль зажигания или форсунки, необходимо использовать размыкатели, выдерживающие ток не менее 3 А, а провода цепи питания бензонасоса — не менее 10 А.

Первый разряд

— буква и цифра (в примере — М1) — обозначает тип (семейство) контроллера:

J4 — семейство блоков управления Январь-4;

J5 — семейство блоков управления Январь-5;

M1 — семейство блоков управления BOSCH Мотроник М1.5.4;

М7 — семейство блоков управления BOSCH Мотроник МР7.0.

Понятие о скрытых неисправностях эсау-д

Некоторые неисправности ЭСАУ-Д могут иметь неявный или скрытый характер. Это может быть связано,
например, с кратковременным изменением характеристик компонентов ЭСАУ-Д, которые приводят к возникновению ошибок в системе. Некоторые мотор-тестеры имеют специальный режим, позволяющий в течение определенного времени фиксировать изменения параметров ЭСАУ-Д для уточнения источника
«плавающей» неисправности. В ДСТ-2, например, этот режим называется «сбор данных».

Пятый разряд

— две цифры (в примере — 54) — обозначает версию калибровки (00…99); чем больше номер, тем новее калибровки.

Расшифровка обозначения по разработки ваз

В качестве примера рассмотрим обозначение: M1 V 13 O 54.

Регулятор холостого хода (рхх)

РХХ (рис. 13) установлен в обводном (байпасном) канале подачи воздуха дроссельного патрубка
и регулирует частоту вращения коленвала на холостом ходу при закрытой дроссельной заслонке (см. схему на рис. 11), при этом он способствует снижению токсичности выхлопных газов. При торможении двигателем, когда дроссель резко закрывается, РХХ увеличивает количество воздуха, подаваемого в обход дросселя, обеспечивая тем самым обеднение ТВ смеси. Это также обеспечивает снижение токсичности выхлопа.

Способы и практические приемы считывания диагностических кодов (дк)
считывание дк с помощью лампы «check engine»

Такой способ применим к контроллерам GM и Январь-4. Контроллеры BOSCH можно опросить только с помощью диагностического оборудования.

Топливные форсунки

Топливные форсунки (см. рис. 10, 11) представляют собой электромагнитные устройства и служат для впрыска бензина на впускные клапаны рассчитанного ЭСУД количества топлива. В контроллере MP7.0 BOSCH используется драйвер форсунок с функцией самодиагностики. Он определяет неисправности на обрыв, короткое замыкание на массу или дефекты источника питания цепей управления форсунок. При этом фор
мируются коды ошибок P0201, P0202, P0203, P0204 и включается лампа «Check Engine». Неисправность такого характера легко диагностируется с помощью мультиметра путем проверки сопротивления обмотки каждой форсунки (11…15 Ом), соединительного жгута — менее 1 Ом.

Третий разряд

— две цифры (на примере 13) — обозначает условный номер комплектации (00…99):

03 — нормы токсичности Евро-2, двигатель 2111;

05 — нормы токсичности Евро-2, двигатель 2112;

07 — нормы токсичности России, двигатель 2112;

08 — нормы токсичности Евро-3 (EOBD), двигатель 2112;

13 — нормы токсичности России, двигатель 2111;

16 — нормы токсичности Евро-3 (EOBD), двигатель 2111.

Четвертый разряд

— буква (в примере — О) — обозначает уровень ПО (A…Z); чем дальше буква от начала алфавита, тем старше уровень
ПО.

Оцените статью
Помощники
Adblock detector