Проверяем аккумулятор перед покупкой: 3 вопроса, требующие ответов

Советы начинающим

Покупаете ли вы дешевые аккумуляторы для авто или готовы потратить на приобретение батареи значительную сумму, обязательно учтите:

  • условия, в которых будет эксплуатироваться автомобиль. Частые пуски, малые пробеги, плохие дороги (возможно возникновение короткого замыкания в результате тряски — выкрашивание активных масс из пластин).
  • Где будете хранить ваш автомобиль. Если машина стоит на улице, то после −18 гр. Цельсия все химические реакции останавливаются, батарея замирает. При — 30 гр. Цельсия ждать от нее каких-либо высоких показателей не приходится. Делим все на два! И емкость, и стартовый ток. Попробуй запусти авто с помощью изношенной или маленькой батарейки (такие стоят на японских автомобилях выпущенных для внутреннего рынка, т.е. для иного климатического пояса).
  • Если вы выбираете аккумуляторы для авто с мощным двигателем, в которых установлена сигнализация, мощная аудиосистема, электроприводы, кондиционер, нагревательные устройства, то обратите внимание на более мощную модель, с лишними 10–20 А/ч. и хорошими стартовыми токами.
  • Посещая магазин аккумуляторов для авто, нужно помнить о том, что кроме технических характеристик, гарантированных производителем, имеются и «житейские» моменты. Следует обратить внимание на следующее:
    Покупать следует лучше в крупных известных специализированных сетях имеющих свои сервисные мастерские, а не в мелких лавочках, где аккумуляторы попутный товар.
  • Аккумуляторная батарея должна быть изготовлена одним из известных производителей.
  • На корпусе аккумулятора должны отсутствовать видимые и скрытые повреждения, сколы, трещины, вмятины, оплавления, загрязнения поверхности.
  • Удостоверьтесь в имеющейся гарантии. Минимально допустимый срок — от 6 месяцев. Как правило, серьёзные производители гарантируют нормальную работу в течение от года до трёх лет.

Необходимо помнить:
Соблюдайте продолжительность попыток пуска двигателя — не более 5-10 секунд, интервал между попытками не менее 30-60 секунд. Как можно скорее зарядите аккумулятор, разряженный при неудачном пуске двигателя. Периодически очищайте корпус от грязи и пыли с использованием 10% водного раствора соды или нашатырным спиртом (это устраняет утечки тока), а клеммы — от окислов (иначе ухудшается проводимость и как следствие недозаряд).

Наконец, самый последний и, пожалуй, главный совет: не стоит начинающим автомобилистам забивать всем этим голову, а лучше всего обратиться к специально обученным сервисменам сети торгово-сервисных центров (подчеркиваем, не сети магазинов, а именно торгово-сервисных центров) «Автомотив». Здесь вам всё подскажут, посоветуют, установят, дадут гарантию и бесплатно обслужат в течение всего срока жизни приобретенного аккумулятора.

Аккумулятор какой марки лучше выбрать

Итак, какой аккумулятор лучше для автомобиля – даже малоопытному водителю известно, как много зависит от качества и надежности автомобильного аккумулятора. Хорошо тому, кто знает, какой марки лучше купить.

Но тем, кто сталкивается с этой проблемой впервые, потеряться во всем разнообразии производителей и моделей очень легко. Наилучшими рекомендациями считаются отзывы пользователей, на их основе мы и создали этот небольшой обзор.

1.     Optima

2.     Bosch

3.     Varta

4.     Зубр Magnum

5.     Sada

Тест автомобильных аккумуляторов показывает, что одним из лучших вариантов для постоянной эксплуатации являются батареи производства Optima и Varta. Однако они отличаются не только хорошими характеристиками, но и очень высокой ценой, которая ограничивает спрос на такую продукцию. Поэтому можно также обратить внимание на лучшие модели производства Bosch и Medalist, которые имеют средние цены и неплохие параметры.

Габариты

Если вы не можете решить, как выбрать аккумулятор для автомобиля так, чтобы он подходил по размеру, то просто возьмите у продавца рулетку и измерьте габариты. Уделите внимание и креплению аккумулятора, так как площадка для его крепления в подкапотном пространстве не обязательно будет соответствовать его форме. Для наших сибирских условий лучше выбирать аккумулятор максимальной емкости, в тех габаритных размерах, в которых влезет батарея в ваш автомобиль.

Аккумулятор обычно соседствует с двигателем. А как раз высокой температуры он не переносит. На сегодняшний день это, пожалуй, самая большая проблема для производителей аккумуляторов. Ведь верхний предел рабочей температуры этих устройств — 100?, дальше электролит просто закипает. Но даже если температура и не достигает рокового предела, а только к нему приближается, срок службы батарей все равно снижается в три-четыре раза.

Есть различные методы (Стандарты) по которым производятся замеры стартовых токов аккумуляторных батарей. Они различны для некоторых стран и производителей. У нас обычно встречаются: SAE, EN, DIN, ГОСТ.

Предлагаем ознакомиться  Методы измерения крутящего момента двигателя

Заряд акб в дистиллированной воде

Если сульфатация АКБ глубокая, но не застарелая, то можно постараться восстановить аккумулятор следующим способом.

  • 1. Разряжаем до напряжения 9 В
  • 2. Сливаем весь раствор электролита и заполняем дистиллированной водой. Ждем около часа
  • 3. После паузы в работе аккумулятор включаем на заряд. При этом напряжение тока на каждом зажиме аккумулятора ни в коем случае не должно превышать 11,5 В
  • 4. Постепенно увеличиваем заряд. После того, как удельный вес раствора был увеличен примерно до 1,1-1,12, необходимо довести зарядный ток до величины, равной 0,1 емкости АКБ
  • 5. Заряжать таким образом АКБ следует до тех пор, пока не будет заметно равномерное выделение газа на пластинах обеих полярностей
  • 6. После этого необходимо разрядить в течение полутора-двух часов током, равным 0,2 величины разрядного тока, соответствующего десятичасовому режиму разряда аккумулятора

Пятый и шестой этап восстановления батареи следует повторить несколько раз. После того, как удельный вес раствора не перестанет повышаться, следует довести уровень электролита до нормы и аккумулятор готов к эксплуатации.

Стоит отметить, что подобный метод довольно времязатратный, нередко, чтобы даровать аккумулятору вторую жизнь, могут потребоваться недели.

Как определить дату изготовления аккумулятора автомобиля

Аккумулятор – товар, дата изготовления которого существенно влияет на его потребительские характеристики. От свежести батареи  зависит его работоспособность и долговечность. Поэтому внимательные автовладельцы при покупке батареи оценивают не только технические параметры – плотность электролита и показатели при проверке вольтметром, но и маркировку даты производства.

Среди производителей приняты условные сроки хранения аккумуляторных батарей без подзарядки: для сурьмянистых АКБ – до трех месяцев, для гибридных АКБ – до шести месяцев, для кальциевых – до двенадцати месяцев.

Эти сроки не абсолютны, многое зависит от правильных условий хранения батарей.

Единых стандартов маркировки аккумуляторов по дате производства не существует, на разных батареях она ставится по-разному. Мы приведем варианты маркировки с расшифровкой по наиболее популярным батареям.

Space, FB, FireBall, Uno, Dominator, Курский аккумулятор

В связи с переносом производства на Курский завод с 2020 года изменена система маркировки:

Пример: 0713 1 253460713-дата производства батареи, где 07-месяц, 13-год1-номер смены25346-порядковый номер изготовленной батареи.Порядковый номер обнуляется в начале каждого месяца.

Тяжелая группа аккумуляторов маркируется несколько иначе

Пример маркировки тяжелой группы батарей:

14010243

Расшифровка:

Батарея имеет ёмкость 140 А/ч, произведена в 2020 году, 2-ое полугодие, 4 месяц второго полугодия (октябрь), бригадой №3.

Тюменский медведь, Tyumen Batbear, Arctic Batbear, Ямал

Код маркировки наносится на корпус батареи с противоположной стороны от центральной этикетки при помощи лазерной перфорации. Шесть цифр на задней стенке батареи расшифровываются как ММ.ГГГГ.

Пример маркировки:

102020

Расшифровка:

Дата изготовления – октябрь 2020 года.

Пример маркировки тяжелой группы аккумуляторных батарей

1112

Расшифровка

Выпущена в 11 месяце 2020 года.

Актех, Орион, Зверь

Код маркировки нанесен на верхней крышке.  Батареи завода Актех маркируют по принципу ММ.ГГ.

Пример маркировки:

0511

Расшифровка:

Дата изготовления – май 2020 года.

Cobat, Titan (Standart, Euro Silver, Arctic Silver, Asia Silver, Vaiper)

С августа 2020 г. дата изготовления наносится на батареи завода TUBOR при помощи принтера и специальной цифро-буквенной комбинации. Размещение – на крышке АКБ, по центру.

Код содержит 5 символов: 12345

1 – день недели

2, 3 – порядковый номер недели в году (от 01 до 53)

4 – год (латинская буква)

Год Буква
2020 H
2020 V
2020 N
2020 Z
2020 P
2020 A
2020 S
2020 T
2020 X
2020 L

5 – номер смены.

Пример маркировки:

208Н1

Расшифровка:

2- вторник

08- восьмая неделя

Н- 2020 год

1- первая смена.

АКБ выпущен 22 февраля 2020 года в первую смену.

В настоящее время аккумуляторы завода TUBOR поступают в продажу как в прежнем варианте маркировки, так и в новом – приведенном выше.

VARTA, BOSCH

Код маркировки расположен на верхней крышке в производственном коде. Код состоит из 24-х символов, четвертая позиция обозначает год, пятая-шестая – месяц.

Предлагаем ознакомиться  Советы как правильно смешивать масла разных производителей

Пример маркировки:

G2С1050520991 536528 82E 09

Расшифровка:

1 – 2020 год

05 – май.

Дата изготовления – май 2020 года.

На батареях «BOSCH» дата выпуска продублирована в центральной части лицевой наклейки, она содержит три цифры, говорящие о годе и месяце выпуска. Например, 105 – май 2020 года.

Кроме того, дату производства элемента питания VARTA можно определить по цветному кружку, нанесенному на этикетку или крышку аккумулятора. Цвет кружка соответствует определенному кварталу. В настоящее время на производстве отказались от цветового обозначения, оставив только маркировку кодом, но на АКБ выпущенные ранее 2020 года, цветовая маркировка наносилась:

Квартал    Цвет Цветовая метка
I.2020 Зеленый
II.2020 Красный
III.2020 Розовый
IV.2020 Белый
I.2020 Серый
II.2020 Оранжевый
III.2020 Желтый
IV.2020 Голубой
I.2020 Зеленый
II.2020 Красный
III.2020 Розовый
IV.2020 Белый

Mutlu

Дата производства аккумулятора нанесена посредством лазерной перфорации на верхней части корпуса АКБ Код состоит из шести цифр, первая из которых – номер линии, вторая – год, третья, четвертая – месяц, пятая, шестая – число.

Пример маркировки:

410819

Расшифровка:

Батарея произведена на второй линии 19 августа 2020 года.

Panasonic, Furukawa Battery (SuperNova)

Производственный код расположен на этикетке сверху (на крышке). Притом, на батареях Panasonic код нанесен краской, а на батареях Furukawa Battery – выдавлен. Маркируются по принципу ЧЧ.ММ.ГГ

Пример маркировки:

181011А

Расшифровка:

Произведен 18 октября 2020 года.

Topla, Moratti

На аккумуляторах Topla код нанесен на верхнюю часть корпуса при помощи лазера. Из четырнадцати символов третий, четвертый обозначают год, а пятый, шестой – неделю.

Пример маркировки:

F1110600941864

Расшифровка маркировки:

Батарея изготовлена в шестую неделю 2020 года (т.е. в феврале).

Banner

Дата выпуска расшифровывается по первым 4 буквам английского алфавита выжженным на крышки АКБ

пример:

DEBC– расшифровывается как порядковый номер каждой буквы в англ. алфавите

1я и 2я буква означают неделю года

3я и 4я буква последние 2 цифры года

порядковый счет идет от 0, т.е.

A-0

B-1

C-2

D-3

E-4

F-5

G-6

H-7

I-8

J-9

K-10

L-11

M-12

маркировка DEBC-34 нед. 12 год.

Atlas, Bost

Расшифровка кода:

по первым 2м символам в маркировке на крышке (под ручкой): 2KJD24

2- последняя цифра года (2020 год)

K- порядковая буква латинского алфавит  (октябрь)

А – январь

В – февраль.

С – мартD – апрельЕ – майF – июньG – июльH – августJ – сентябрьK – октябрьL – ноябрьM – декабрьбуква «I» – в маркировке отсутствует

Как проверить характеристики

Теперь к вопросу о том, как можно проверить ёмкость аккумулятора для автомобиля, и какие инструменты для этого потребуются.

На самом деле есть несколько способов, как определить ёмкость и узнать реальные текущие характеристики аккумулятора, установленного под капотом автомобиля.

Для этих целей могут потребоваться мультиметр, тестер, нагрузка и пр.

Стоит рассмотреть 3 основных метода, как узнать текущую ёмкость эксплуатируемого аккумулятора от автомобиля:

  • с помощью тестера;
  • под нагрузкой;
  • контрольным разрядом.

Причины износа аккумуляторов

Получая и отдавая ток, пластины с нанесенной на них пастой расширяются и сжимаются. Это происходит циклично много сотен и тысяч раз и в результате происходит механическое разрушение их структуры. Нанесённая на решетчатые пластины паста опадает с них, скапливаясь на дне или конверт сепараторе. Как результат — ещё до того, как рабочие поверхности оголятся и потеряют способность удерживать заряд, накопившийся шлам может замкнуть положительные и отрицательные пластины, проткнув сепаратор.

Аккумуляторы одинаково боятся и перезаряда, и глубокого разряда. В первом случае происходит интенсивное разрушение и осыпание материала положительных пластин, а во втором начинается оплывание пасты с отрицательных решеток.

Перезаряд может наступить как на работающем автомобиле в случае неисправности электросистемы, так и при стационарной зарядке аккумулятора, когда вы отвлеклись, забыли — в общем, прозевали момент, когда он начал бурлить, интенсивно разлагая воду и оголились пластины.

Глубокая разрядка происходит чаще всего по вине электросистемы (неисправный генератор), по причине ослабленного ремня генератора, окисления многочисленных контактов, а также замыканий на корпус, когда ток идет не к батарее, а на нагревание окружающего воздуха всей массой автомобиля. Возникшие неполадки легко заметить по неожиданно появившимся проблемам пуска двигателя. Устраняются они стационарной зарядкой, а также поиском и устранением собственно причины потери тока.

Предлагаем ознакомиться  Стучат клапана на холодном и горячем двигателе

При разрядке опасны не только долгосрочные последствия (разрушение отрицательных пластин). Вполне реально перейти за «границу невосстанавливаемости» необратимой сульфатации, когда аккумулятор уже нельзя будет зарядить никакими самыми умными зарядными устройствами.

Другая ситуация более простая, но не менее опасная. Электролит разряженного аккумулятора «стремительно стремится» превратиться в обычную воду, а она, как известно, замерзает при минусовой температуре. Так вот, если заряженный аккумулятор вполне сносно переносит морозы потому, что серная кислота не замерзает, то в разряженном варианте он вполне может «рвануть», то есть лопнуть, не выдержав очередной морозной ночи.

Технические подробности

Чистый свинец, из которого первоначально делались и пластины аккумулятора очень мягкий, практически непригоден массовой технологии изготовления аккумуляторов и его коммерческого использования. Для изготовления решеток и последующего нанесения активного вещества (пасты) нужен материал с более высокими механическими свойствами. Для этого в свинец добавляли сурьму.

Легирование свинца сурьмой, обычно от 4 до 9 % (сурьмянистая технология), приводит к тому, что гидролиз воды (электролитическое разложение на водород и кислород) происходит уже при 14,1 V. Это означает, что даже при нормальном состоянии электрической системы автомобиля (13,8-14,5 V) вода постоянно расходуется, улетучиваясь в воздух в виде газа.

Это было привычно и понятно, и аккумулятор у советских автомобилистов прочно ассоциировался с необходимостью откручивать крышки и проверять уровень воды. Если её было недостаточно и на ее поверхности проявлялись верхние края решетки, необходимо было искать дистиллированную воду, спрашивать у друзей или соседей по гаражу странный предмет под названием денсиметр, он же ареометр (похож на клизму со встроенным поплавком) и пускаться в домашние химические опыты.

Производство новых мощных автомобилей и работы новых нагруженных электроникой бортовых сетей машин потребовало более мощных аккумуляторов для их пуска, а так же лень и чувство самосохранения автолюбителей Запада (шутка) заставили решить проблему испарения воды. Если количество сурьмы свести к минимуму (малосурьмянистые технологии производства) или заменить её другим элементом — Кальцием, то аккумулятор можно сделать практически необслуживаемым.

Американцы из фирм Delco, Remy и GNB в 50-е годы реализовали так называемый кальциевый сплав, а европейцы — это батареи Baren, Varta, Bosch. Полученные в результате конструкции обеспечивали стойкость к гидролизу при напряжениях до 15,2 V, а значит, при нормально работающей электросистеме (напряжения в пределах 13,8-14,5 V) вода практически не испаряется и аккумулятор можно сделать герметично закрытым на все время его эксплуатации.

Батареи стали мощнее, т.к. кальциевые пластины стали тоньше и их стало больше, да и активную массу стало возможно наносить
с двух сторон решетки. А как мы помним электричество вырабатывается с помощью активной массы (чистый свинец «-» и двуокись свинца « ») и электролита. Следовательно, чем больше активной массы, тем больше тока получим, чем больше пластин, тем больше емкости в тех же размерах батареи.

Таким образом, сегодня различают такие основные разновидности аккумуляторов:

  • классические обслуживаемые — сурьмянистые технологии. Сильно «кипят» (требуют постоянного долива воды), маломощные, не боятся глубоких разрядов и перенапряжений, ремонтопригодны — сняты с производства;
  • со сниженным расходом воды — малосурьмянистые. Пониженный расход воды, меньшие габаритные размеры по сравнению с сурьмянистыми батареями. Неприхотливы к перенапряжениям и глубоким разрядам. Маломощны.
  • малообслуживаемые и полностью не обслуживаемые — кальциевые технологии. Высокие токи и большая мощность в тех же габаритных размерах. При всех достоинствах кальциевых батарей они имеют и недостатки. Такие батареи бояться глубоких разрядов (не восстанавливаются), механически менее прочные каркасы (решетки) пластин, т.е. маловыносливые, боятся перенапряжений в бортовой сети.
  • гибридные (комбинированные). Отрицательные пластины выполнены из кальциевого сплава, а положительные — из малосурьмянистого. Получаем нечто среднее. Более мощные батареи по сравнению с малосурьмянистыми и более выносливые по сравнению с батареями, произведенным по кальциевым технологиям.
  • гелиевые и AGM аккумуляторы. В AGM аккумуляторах электролит находится во взвешанном (адсорбированном) состоянии, им пропитан губчатый сепаратор, разделяющий положительную и отрицательную пластины, то есть электролита как такового в жидком виде нет. Такие батареи герметичны, могут работать в любом положении и даже под водой. Очень мощные и выдерживают большое количество циклов заряда разряда. Боятся высоких температур, перенапряжений (высокие требования к бортовой сети и месту установки АКБ) и разгерметизации.

    В гелиевых батареях электролит загущен до не текучего состояния (как резина) с помощью специальных селикогелевых добавок. Такие АКБ не боятся разрушения корпуса, очень мощные и выдерживают огромное количество циклов заряд разряд. Боятся перенапряжений (высокие требования к бортовой сети) и вибрации (разжижается селикогель).

Оцените статью
Помощники
Adblock detector